На крыше Европы
По дорогам сказочно богатой Швейцарии путешествуют не только миллионеры на ”мерседесах” – бывает, и российский турист на ”Таврии” заедет…
Полюбоваться альпийскими красотами Швейцарии мечтает каждый, а уж тому, кто планирует европейский вояж на собственной машине, тем более не резон объезжать стороной этот живописный островок посреди ”шенгенского пространства”. К тому же нам, автомобилистам, получить швейцарскую визу проще – посольство не требует предъявить авиабилет до Цюриха или Женевы, если у вас есть ”Зеленая карта” (страховка на машину). Но въездная шенгенская виза должна быть двукратной – без таковой покинуть ”остров” можно только по воздуху.
Рекомендовать читателям конкретные маршруты и места пребывания вряд ли уместно – купив путеводитель, каждый выберет то, что ему по вкусу и по средствам. Расскажу лишь, где побывал сам и о своих впечатлениях от ”Конфедерации 23-х кантонов”.
...Жаркий летний полдень, пограничный пункт Кьяссо между Италией и Швейцарией. Машины с российскими номерами здесь, видно, в диковинку – пограничники, выхватив меня из потока, учинили досмотр. Паспорт унесли минут на десять, а машину обыскали. Затем потребовали 40 франков (165 руб.) за проезд по швейцарским автобанам – оплата не зависит от пробега и, наклеив на ветровое стекло специальный ярлык, можно ездить до конца года. Покончив с формальностями, я не мешкая тронулся в путь – до вечера нужно проехать около 150 км и где-то высоко в горах разыскать деревню Фальбелла – там у меня забронирована гостиница.
А вот и первая бензоколонка. Хорошо, что утром не заправился в Италии – здесь бензин почти на 20% дешевле. Неэтилированный ”95-й” по 1,3 франка (5,5 руб.) за литр. Тут же перекусил и снова в дорогу – на север. Километров пятьдесят автобан идет по предгорьям, пересекает большое озеро Лугано, а затем начинаются настоящие горы. Один за другим пошли тоннели, пробитые сквозь хребты. Широкие, освещенные, без встречного движения, эти грандиозные сооружения, и не снившиеся нашим дорожникам, избавляют от изнурительных подъемов и опасных спусков по серпантинам, экономя десятки часов и литров топлива. В общем, уже после второго тоннеля не жалко уплаченных сорока франков. Но ехать минут по пять где-то в глубине горы жутковато. Невольно думаешь: ”А вдруг обвал? Спасатели пробьются нескоро, со всех сторон – километры камня”. Надеюсь, я продержусь подольше – в машине десять литров питьевой воды, кипятильник на 12 вольт, запас сухих супов и печенья…
После семикилометрового тоннеля Сан-Бернардино остались позади италоязычные районы Швейцарии, надписи на дорожных указателях стали немецкими, а трасса вновь нырнула вниз, в ущелье. Несмотря на скорость под сто, громады гор справа и слева кажутся неподвижными, и, утратив чувство расстояния, хочется опустить стекло, потрогать рукой отвесные скалистые стены и зеленые мохнатые склоны. И лишь усилием воли заставляешь себя вспомнить, что там, за окном, иной масштаб – расстояния выражены в километрах...
Как ни приятно мчаться по автобану, но пора сворачивать и последние двадцать километров до гостиницы ползти в гору по узкому серпантину. Температура ”Тосола” в радиаторе растет – приходится время от времени охлаждать двигатель, останавливаясь на площадках для отдыха. На одной из них, под сенью вековых елей – маленький дворец с вывеской ”WC”. Обычно наши туристы о таких заведениях рассказывают с упоением, не буду нарушать традицию. Представьте: дело к вечеру, вокруг ни души, а в домике горит свет, блестят кафель и нержавейка, работают фотоэлементы, в никелированных дозаторах зеленый шампунь, а специальную кассету над умывальником кто-то заботливо зарядил пачкой одноразовых полотенец…
А дальше пошли одна за другой курортные деревни. Вдоль дороги – гостиницы, рестораны, магазины, поля для гольфа, теннисные корты… И куда меня занесло с моей ”Таврией”, неужели здесь есть дешевые молодежные гостиницы? Но вот, наконец, Фальбелла и указатель на ”югендхерберге”, в которой у меня уже оплачено двое суток пребывания. Еще полкилометра в гору, и я у цели. Гостиница сейчас полупустая (основной сезон здесь – зимой), поэтому в четырехместном номере оказался один. За 20 долларов в сутки, включая завтрак (шведский стол) – недурно: значит, демократичная Швейцария радушна не только к богатым.
Обустроившись, пошел осматривать окрестности. За гостиницей, на склоне – огромный луг, с которого открывается идиллическая панорама долины. В центре деревни, как бы на дне огромной чаши из гор – озеро со скалистыми берегами и островами. По всей долине на разных уровнях разбросаны аккуратные домики, и над каждым – флаг Конфедерации с белым крестом. В общем, я попал в другой мир, где не только дома, деревья, луга находились ”там, где надо”, но и каждый камень был словно положен на траву рукой художника. И лишь когда совсем стемнело, я посмотрел вверх, на звезды, и вздохнул с облегчением – хоть здесь-то все как и у нас: Вега – в зените, Альтаир – на юге, Арктур – на западе. Даже трудолюбивые швейцарцы не могут сделать свое небо еще красивее…
Пожив в горах, я отправился в Берн – там меня тоже ждала гостиница. По пути заехал в Вадуц – столицу Лихтенштейна (у этого княжества общие со Швейцарией визовый режим и валюта). Главную достопримечательность города – замок на горе, – осмотреть не удалось. Таблички на воротах гласят, что он приватизирован (еще лет триста назад), и туристы, забравшиеся на гору, уезжают несолоно хлебавши.
Швейцария меньше Московской области, и ее столицу, расположенную почти в центре страны, удобно использовать как базовый лагерь. Живя в Берне, можно совершать экскурсионные вылазки на машине, что я и делал, посетив Цюрих и Люцерн. Но первый свой день в Берне я посвятил, разумеется, поиску Цветочной улицы, где, как известно, выбросился из окна профессор Плейшнер. Обстоятельно изучив карту города, нашел целых три названия улиц, начинающиеся на ”Blumen-”. Побывав на каждой, не обнаружил ничего похожего на показанный в фильме таллинский пейзаж, на том и успокоился. И конечно, я съездил в Майринген (90 км от Берна в сторону Интерлакена) посмотреть на тот самый Райхенбахский водопад (Rеiсhenbachfall), в который упал уже другой профессор – Мориарти. Площадка, где он боролся с Шерлоком Холмсом, сейчас забетонирована и ограждена перилами. Если поедете туда, а зрелище того стоит, захватите теплый свитер, даже если стоит тридцатиградусная жара. В облаке разбившейся в пыль ледяной воды он будет не лишним. Наверх, к водопаду лучше добраться за пять минут на подъемнике (работает до 17.30, тариф 4,6 франка), а возвращаться пешком (1,5 часа).
Но Швейцария знаменита не только тем, что там периодически куда-то падают литературные персонажи (чаще профессора), но и, например, своими сыром и шоколадом. И того и другого в избытке в супермаркетах. Сыр дороговат, а шоколад, напротив, бывает дешевле, чем в Москве, – 0,75 франка (3,2 руб.) за плитку в 100 г. А в целом супермаркеты и кафе здесь не дороже, чем в среднем по Европе.
Из Берна мой путь лежал в Женеву, а по дороге заехал в Монтрё – уж очень хотелось посмотреть этот райский уголок, где скупают виллы разбогатевшие граждане, в том числе из России. Фешенебельный курорт на берегу Женевского озера оказался примерно таким, как я себе представлял: набережная с пальмами, дорогие магазины и т. д. Рискну предположить, что моя машина, оказавшаяся на стоянке между двух кабриолетов, была первой ”Таврией”, колеса которой попирали эту благословенную землю.
Женева сразу заставила забыть итальянское ”пер фаворе” и немецкое ”битте” – пришлось привыкать ”по-французски”, тем более, что следующим пунктом моего путешествия был намечен Париж. А последним ярким впечатлением о Швейцарии стала встреча с дорожной полицией за пять километров до французской границы. Проскочив нужную развязку автомагистралей, я решил нарушить правила и сдать сотню метров задним ходом – уезжать в другую сторону, рискуя заблудиться, не хотелось. А они тут как тут! Перегородив мне дорогу, двое полицейских выходят из машины. Ну, думаю, залетел баксов на двести, а если они еще и на месте не берут, придется возвращаться в Женеву, искать сберкассу… Хотел было по привычке побежать навстречу, как бы выражая почтение к властям, но передумал. Потому что как только я отстегнул ремень безопасности, один из ребят зачем-то быстро расстегнул кобуру и слегка наклонился вперед, как ковбой в вестерне…
К счастью, все обошлось. Открыв окно, я как мог, извинился по-французски, и полицейские отпустили меня бесплатно, объяснив, что подавать назад нет надобности – через пару километров будет дублирующая развязка. А еще через десять минут страна банкиров и часовщиков осталась в воспоминаниях, пробуждаемых сиреневой наклейкой на ветровом стекле...
Автор: Антон УТКИН
Источник: За рулем
|